Село Моисеево-Алабушка раньше называлось иначе: Верхняя Алабушка, Моисеевские Выселки, Моисеевская Алабушка. В народе до сих пор Мосеево-Алабушку называют Алабушкой. Первая часть названия села указывает на то, откуда взялись переселенцы – из села  Моисеево, что располагается в двадцати километрах от нынешней Алабушки - на берегу реки Вороны, недалеко от г.Уварово. Вторая часть названия указывает на речку Алабушка, на берегу которой обосновалось новое село. Слово «Алабушка» можно толковать по-разному: река Большая Алабушка  – правый приток реки Ворона называлась в давние времена «Алапуха». Это название имеет тюркскую основу «Алапа», что означает –«пойма  реки с камышом и кочкарником». Есть и другое толкование, которое дает тамбовский лингвист Ю.П. Марченко. Он тоже считает, что в этом названии тюркская основа, но означает она - «Окунек», соответственно – слово «Алабуха» означает «окунь». Нет возможности  свести толкование к чему-то одному. До сих пор мы гадаем, что означают слова «Русь», «Москва», «Тамбов» и т.д.. Видно,  и судьба слова «Алабушка» такова же.

        От речки осталось лишь русло, местами перегороженное плотинами для создания водоемов (прудов). Только в черте нынешней Моисеево-Алабушки расположено  семь прудов, все – по руслу и по притокам Алабушки. Возникло село в начале  девятнадцатого века. Первоначальное поселение было, предположительно, в 1807 году. Но почему-то первые переселенцы вскоре вернулись в село Моисеево. А после 1812 года, тоже предположительно, было второе заселение – окончательное. Еще было массовое подселение  после знаменитого царского манифеста со словами: «А народу русскому Бог воздаст». Так по-царски «щедро» был вознагражден русский мужик за победу над Наполеоном.  Село возникло из скотоводческого хутора и относилось к Подгорнской волости Борисоглебского уезда.  Всего в конце 18-го века  селу Моисеево принадлежало пять хуторов: два на речке Подгорной и три на безымянных оврагах. Причина выселения из Моисеево – нехватка земли. Надельная земельная площадь населению села Моисеево была растянута узкой в 4 км полосой на расстояние более двадцати километров с востока на запад, людям стало тесно.    

   В одном из сборников статистических сведений читаем о Моисеево-Алабушке: «Крестьяне  государственные. Расстояние от губернского города 110 верст (Тамбов), от уездного города – 70 верст (Борисоглебск), станции железной дороги – 40 верст (Ржакса), школы и больницы – 15 верст (с.Уварово).»

  На постройку лес покупался в с. Грибановка у Хренникова и у князя Гагарина. Цены высокие:  6-8 аршин сруб ольховый стоил 130 рублей, дубовый до 200 рублей.

  К числу промышленных заведений, находящихся в селении, можно отнести: 6 ветряных мельниц, одну маслобойню, три крупорушки, две кузницы. Торговые заведения: 1 трактир, 3 кабака и 1 мелочная лавка. Общественных доходов с последних заведений получается до 200 рублей. Вся эта сумма расходуется на мирское угощение.

  Народное образование представляется в следующем виде: грамотных мужчин 18, что составляет 3,4 % от общего числа населения мужского пола. Грамотных женщин нет; учатся только два мальчика. Школа в 15 верстах и потому нет возможности посылать туда детей. Имелось училище земское для обоих полов.» Училище это, иначе – школа,  было построено в 1882 году.  Расположено оно было на общественной земле, принадлежало обществу, обошлось тому же обществу в 350 рублей. В 1886 году впервые школу посетил г.инспектор из уездного г. Борисоглебска. На содержание училища в 1894 году, например, было израсходовано 59 рублей 10 копеек. Читаем в документе, на что именно: на содержание и награды учащимся – 2 руб. 98 коп., ремонт – 10 руб. 35 коп., отопление и освещение – 28 руб., на прислугу и поддержание чистоты – 9 руб., на мебель – 8 руб.. Деньги собирались от земства – 298 руб., от сельских обществ – 74 руб.. Это на постройку.  В 1885 году была открыта и церковно-приходская школа. В ней занятия проходили с Покрова до Пасхи. Мальчики дома читали книжки, старые люди слушали их с большим удовольствием, особенно когда читали о жизни каких-нибудь святых. В школе, в основном, учились дети богатых или зажиточных крестьян. Бедные своих детей редко отдавали в школу:  они работали в доме по хозяйству, да и платить за учение было нечем. Кроме обучения грамоте, преподавали Закон Божий. Учили строго. Наказывали не только морально – били линейкой, таскали за волосы, драли за уши.

   В селе проживали и сектанты-молокане, мальчики их тоже ходили в школу, и в школе они учились православию.

   В больницу в с. Уварово жители Алабушки обращались редко, большинство обходилось посредством домашнего лечения. Что касается до общественного призрения, как тогда говорили, то в селе оно никак не проявлялось.

      Характерно такое замечание в одном из документов: «Между крестьянами  замечается наклонность к чаепитию. Пьянство развито только у домохозяев, промышляющих поденной работою. К счастью, последних здесь весьма немного». Вот и верь после этого всяческим россказням про пьянство русского мужика! Да и на что было пить? На какие средства?  Таким образом, пьянство  в деревне стало развиваться лишь в советское время с появлением у народа денежных знаков,  во второй половине 20-го века, когда вместо опостылевших трудодней стали выдавать колхозникам живые деньги. О причинах пьянства разговор особый и отдельный.

   Об отмене крепостного права крестьяне узнали  в 1861 году при Александре втором. Крестьянам стали раздавать на душу по 80 соток земли. Они боялись столько много брать, за землю ведь надо было платить налоги. Крестьяне в селе, в основном, были государственные. От барина не зависели. А вот на работу наниматься к помещикам ходили. Работа была поденная. Господа Сорокин, Плонская, Рахманинов, Волхонский жили недалеко от нашего села. У них и работали наши крестьяне. Работали на помещика крестьяне неделями,  домой приходили только по субботам, жили они у барина в риге.

 Планировка в крестьянской избе была простая: в правой  стороне, как входишь,  стояла русская печь. Между печью и передней стеной располагался Судник, стол для приготовления пищи и он же обеденный, над ним полки с посудой, под столом – лоханка для помоев (относили поросенку), за печкой вверху – полати до задней стены, под полатями там же за печкой – самодельная огромная кровать. Слева от двери – парадный стол, всегда чисто убранный, застеленный скатертью или каким – либо другим покрывалом.. В этом же углу висели под потолком иконы, у кого – больше, у иных – меньше, под ними всегда горела лампада. Вдоль стен стояли широкие деревянные самодельные лавки-коники, днем на них можно было сидеть, ночью на лавках спали, иногда для удобства сдваивая их вместе.  Лавки покрывались  (не всегда) дерюжками. У тех, кто побогаче, стояла у задней стены еще одна кровать, ее иногда завешивали занавесками. Полы в зависимости от достатка бывали и деревянные  (очень редко), чаще – земляные, покрытые утрамбованной глиной и по праздникам припорошенные свежей соломой. Имели место и домотканые половички , дорожки. Зимой изба по периметру тщательно обкладывалась навозом, иногда  по высоте завалинки, иногда до окон, иногда до середины окна. Все зависело от того, какая зима. Изнутри между рамами тоже набивали сухой мелкий навоз. Все это делалось для сохранения тепла. Топили печи соломой, навозом, навозными кизяками. Какое уж  тепло от такого топлива! Сохранились воспоминания старых людей, как мылись в избе зимой. После того, как протопят русскую печь, из нее выгребают жар и золу, подметают метелкой под (дно печи), расстилают по поду свежую чистую солому,  моющийся забирается в печь, ему подают воду в тазике и закрывают печь заслонкой. Получается парилка. И так по очереди. Если и мазались в печи золой, то это была свежая грязь, ее смывали, когда выбирались из печи. Старики спали на печи, молодые (муж с женой)  – на кровати, дети - кто где: одни на полатях, другие по лавкам, третьи, самые маленькие, с родителями. Матрасы набивали соломой, одеяла были лоскутные, часто пользовались простыми дерюжками, ветошью, «верчанками».

   Так жили люди в селе Моисеево-Алабушка до 1905 года.  Осенью крестьяне восстали против помещиков. Загорелись поместья Волхонского, Серегина, купца Аносова. Бунтовали три дня. Зачинщиками были правые социалисты братья Раевы. Восстание было жестоко подавлено казаками из Борисоглебска. Нагайками до смерти запороли Мешкова Степана Егоровича с сыном Антоном в поселке Поздняковка (ныне Ульяновка).

   Подавив народное восстание, царское правительство сделало попытку создать себе в деревне опору в лице крепких собственников, предоставив им возможность выхода из общины. Вопрос о выходе из общины решался на сходе миром. На сход собирались представители крестьянских дворов, имевших надельную землю. На сход не ходили молодые мужчины и женщины. Им говорили: «Вам тут не место: у вас еще отец-старичок есть». По столыпинскому закону крестьянам разрешалось надельную землю закреплять за своим хозяйством навечно в одном месте. Зажиточные крестьяне по этому закону скупали за бесценок у бедняков землю. Лучшая земля полосой 4-6 км, которую получили кулаки, была остолблена землемерными знаками. Итак, в период столыпинской реформы в селе появились выделенцы, которым давали по 2 десятины земли на душу. И они уезжали на новые места, свои же наделы за бесценок продавали богачам.

      Октябрьская революция в селе прошла бескровно. Советская власть была объявлена в марте 1918 года  на сходе граждан в здании земской школы. В этом здании потом был школьный интернат, а еще позже – больница. В настоящее время здание снесено. Некоторое время и при советской власти в селе существовала земельная Управа. Потом ее ликвидировали. В 1923 году в селе  был организован ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли).  А с 1929 года началась колхозная эпопея. 20 декабря был организован первый колхоз, его председателем был Кулдошин П.П. Первым председателем сельского Совета был Козюлин Г.А..  Названия колхозов были самые неожиданные: «Шеф депо», например, или колхоз имени тов. Варейкиса. Долгое время в селе существовало одновременно шесть колхозов:

Им. Буденного (с 1929 г.), Красный Флот (с 1930 г.), Красная Нива (с 1930 г.), Ревтруд (с 1930 г.), им. Коминтерна (с 1930 г.), Память Чкалова (с 1930 г.). После укрупнения стало три колхоза: им. Кутузова, им. Буденного, Молодая гвардия. В конце концов стал один колхоз – «Молодая гвардия» - с 1958 года. С таким же названием  в 90-е годы 20-го века  колхоз был реорганизован в ЗАО (закрытое акционерное общество), чуть позже – в СХПК (сельско-хозяйственный кооператив) «Молодая гвардия».

    В годы Великой Отечественной войны  из села на фронт ушло 550 человек. Не вернулись с войны 365 человек. В школьном музее есть Летопись Великой Отечественной и Книга воспоминаний участников войны. 40 лет Победы встречали 118 ветеранов. К 60-летию пришли 12 человек. В селе войны не было, но село иногда бомбили в годы войны, разбрасывали с самолетов листовки. Женщины, старики и дети –подростки тащили на себе непомерный груз всех  работ, и мужских, и женских.

  А в постсоветское время война продолжилась в горячих точках. Афганистан: Сторожев А.М., Смотров С.А., Кузнецов С.В., Пивоваров В.П.. Чечня: Чернов А. воевал, был девять месяцев в плену, сейчас работает в местном хозяйстве. Саддединов  Вадим – тоже Чечня . И тоже с большими осложнениями судьба солдата. Рязанов А.В. мирил грузин и абхазцев. И только сейчас, в настоящее время, никто из наших мальчишек нигде пока не воюет.

    В селе Моисеево-Алабушка в разное время было три церкви и школы:

    в 1847 году построили первую церковь, в 1898 году – вторую, обе церкви были деревянные, холодные;  в 2001 году построили современную церковь, кирпичную, на средства предпринимателя Мешкова Н.С., местного уроженца. 

   В селе с 1932 года была семилетняя школа. В 1940 году была построена двухэтажная деревянная школа, она  была задумана как средняя, но средней школой она стала после войны, с 1946 года,  первый выпуск из 10 класса  был в 1948 году, дети учились в Моисеево-Алабушке, а экзамены ходили сдавать в с. Уварово: своих учителей с высшим образованием тогда не хватало. Это  позже фронтовики придут в  школы и заочно закончат пединституты.

   Уже при помещике Сорокине была построена местная больница, в тридцатые годы было построено здание, которое обслуживало больных окрестных сел и местных жителей до нового здания, которое было построено в  1994 году  при председателе колхоза «Молодая гвардия»  Артемове С.М. Он вообще сделал очень многое для села. При нем в 1985 году село было полностью телефонизировано,  в 1988 году асфальтировано, в 1995 году в селе был построен мемориал  в честь воевавших и погибших в годы  войны.

  Несколько ранее при председателе Евтееве К.А. в 1967 году был построен Дом Культуры,  в 1969 году – контора правления колхоза, в 1972 году . здание сельского Совета, в эти же годы в колхозе были построены коровники, свинарники, конюшни и птичники.

   В 2002 году в село пришел  ГАЗ. Большую помощь оказал селу академик Милосердов В.В, директор московского  НИИ сельского хозяйства, наш земляк, выпускник  нашей школы . Большую роль сыграл и тогдашний руководитель местного хозяйства Мешков Н.С.

   В 2003 году дороги в селе были заново асфальтированы. С учетом того, что протяженность наших дорог составляет 27 километров, это тем более ценно. Большую помощь и в этом, и в других делах оказывают нашему селу  выпускники нашей школы Чарыков В.В. –  начальник управления   дорог и автотранспорта администрации области и  депутат Тамбовской областной Думы Муратов М.И.

     Село Моисеево-Алабушка  очень выгодно и перспективно расположено: через село проходит областная кольцевая дорога, дорога на Борисоглебск, на Мучкап и на Тамбов, а также выход на автомагистраль  Москва-Астрахань.
   Именитые люди нашего села:

Академик Милосердов Владимир Васильевич, директор НИИ с/х-ва в г. Москва, бывший советник и помощник М.С.Горбачева,

Караулов Николай Иванович, начальник ракетно-артиллерийского управления Управления Генштаба  вооруженных сил РФ,

Муратов Михаил Иванович, депутат Тамбовской областной Думы нескольких созывов, Заслуженный работник сельского х-ва РФ,

Мешков Николай Семенович – предприниматель и фермер,

Сахаров Валерий Иванович и Мешкова Татьяна Николаевна – Заслуженные учителя школы РФ

и многие  другие.

                                                                                             (В.И.Сахаров)